Основная информация
Тодайдзи - древний буддийский храм в городе Нара. В дословном переводе – «Большой восточный храм». В действительности это целый храмовый комплекс, настоящий архитектурно-художественный ансамбль. Храм занимает большую территорию в центральной части Нары. Охраняется как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В японском храмовом зодчестве особое значение придается воротам. Ворота - своеобразные представители культового сооружения, визитные карточки святыни. Ворот в храме может быть несколько, но лишь некоторые из них являются главными. Нередко парадные ворота возводятся вдали от основных зданий храмового комплекса. Есть такие ворота и в Тодайдзи. Например, Большие южные ворота, высота которых достигает 25 м, вынесены далеко в город, на одну из центральных улиц. От них начинается прямой путь к основным храмовым зданиям.
Высокая двухъярусная крыша ворот покрыта светлой черепицей, ровные ряды которой струятся серебристым светом. Под крышу подведены два ряда высоких деревянных столбов, по шесть в каждом ряду. По обе стороны прохода между столбами стоят почти восьмиметровые фигуры грозных стражей, искусно вырезанные из дерева. Эти фигуры - бесценные произведения искусства, молчаливые свидетели таланта великих мастеров прошлого. Ваятели наделили обоих стражей мощным торсом, необычайно свирепым видом и устрашающим оружием.
Пройдя через Большие южные ворота вы попадаете на территорию, на которой расположен зал Большого Будды. Вся эта территория окружена по периметру крытой галереей, прерывающейся Центральными воротами. Они меньше Больших южных ворот и проще по оформлению. С правой стороны от них - Зеркальный пруд. Это небольшой водоем, питаемый по узкому каналу водами реки Ёсирогава, протекающей в северной части Нары. В пруду много водорослей, плавают рыбы, но действительное его назначение не декоративное - он служит коллектором воды на случай пожара.
По другую сторону Центральных ворот дымится курильница. Большинство туристов, не задерживаясь, проходят мимо, но некоторые, преимущественно женщины, все же останавливаются и стараются попасть в волну дыма, источающего особый смоляной аромат, чтобы очиститься. Подобный ритуал очищения совершается в каждом буддийском храме.
Здание храма, в котором установлена статуя Большого Будды, поражает внушительным видом. Его протяженность по фасаду - 57 м при высоте в 50 м. Оно считается самым крупным деревянным зданием в мире.
Исторические документы свидетельствуют, что главное здание было возведено в середине VIII в., но работы завершились только к началу XVIII в., т.к. здание храма и сама статуя Будды несколько раз страдали от пожаров. За последние сто лет здание главного зала капитально перестраивалось трижды: в течение семи лет в период Мэйдзи (1906-1912), одного года - в период Тайсё (1915) и опять-таки семи лет в период Сёва (1973-1980).
Пол внутри зала, где установлена статуя Великого Будды, выложен каменными плитами. Каменный постамент подведен и под статую Большого Будды. Он восседает на лепестках священного цветка лотоса, выплавленного из бронзы. Изготовление нарской статуи Большого Будды стало эпохальным событием в историко-культурной жизни страны. Для подготовительных работ было найдено и оборудовано специальное место на юге современной префектуры Нара. Там был построен специальный храм. Процесс литья занял три года. По тем временам срок небольшой. Еще два года потребовалось для обработки поверхности полученных отливок, подгонки фрагментов, производства других операций. Затем последовали отделочные работы, лужение, нанесение на поверхность металлического покрытия с небольшим содержанием серебра и золота. На это ушло еще шесть лет. Через четырнадцать лет после установки статуи в главном зале приступили к устройству вокруг нее разнообразной буддийской атрибутики. Таким образом, от начала работ и до их завершения прошла четверть века.
В результате напряженного труда всех этих людей на свет появилось скульптурное изображение Большого Будды, считающееся самым крупным в мире. Его высота достигает почти 15 м, вес - 250 т, длина лица - примерно 5 метров, глаз - более 1 м, ушей - 2,5 м. Очень выразительно изображено лицо, искусно передана строгость взгляда. Руки как живые. Посмотрев на поднятую правую ладонь, так и тянет взглянуть на свои руки, сопоставить их со скульптурным образцом. От всего облика Большого Будды веет какой-то неуловимой таинственностью. Впечатление это не случайное. Именно так было задумано создателями статуи, продемонстрировавшими поистине великое мастерство.