Основная информация
Япония - страна с очень своеобразной культурой: в ней органично сочетаются новейшие современные технологии и старинные традиции, которые насчитывают более 2 тысячелетий, а сколько в действительности - неизвестно никому. Однако встреча японской и европейской культуры произошла сравнительно недавно, всего несколько веков назад. Учитывая громадную разницу в культурных традициях абсолютно разных народов, возник совершено закономерный интерес к культуре друг друга.
Одной из отличительных черт японской культуры является холодное оружие. Если для европейской цивилизации холодное оружие было всего лишь переходным этапом к огнестрельному, то в Японии холодное оружие возведено в ранг культа.
Первоначально воины царства Ямато (древнее название Японии) имели на вооружении один меч и один нож. Со временем мечи стали носить в паре: короткий и длинный, сохранив при этом еще и нож. Во времена сёгуната Асикага традиция носить два меча стала обязательной для всех самураев - от младших пехотинцев до самого сёгуна. Такая пара мечей называлась дайсё (большой и малый). Дайсё имела две разновидности: для доспехов и для повседневной одежды. В первом случае большой меч (длиной 1,0-1,5 м) назывался дайто, или о-дати, и носился в специальных ножнах на левом боку, а малый (длиной до 60 см) под названием вакидзаси просто затыкался за пояс. Во втором случае большой меч назывался катана и также затыкался за пояс режущей кромкой вверх. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Кроме них никто не имел права на ношение дайсё, и этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Соответственным было и отношение воинов к дайсё. Самураи самым тщательнейшим образом следили за состоянием своего оружия и никогда не разлучались с ним.
Кроме дайсё хороший самурай имел еще и танто - короткий кинжал, по форме повторяющий катана или вакидзаси. Воин, готовясь к боевым действиям, запасался обычно еще ножами кодзука (или когатана) и когай. У каждого из этих предметов было свое специальное предназначение. Дайто или катана были основным боевым оружием, вакидзаси был удобен для отрезания головы поверженного противника или - при противоположном исходе дела - для сэппуку. Кодзука (когатана), который, как и когай, вставлялся в ножны дайто или эфес, использовался в походной жизни как обычный хозяйственный нож или в крайнем случае как метательное оружие. Когай применялся при еде, а также для выцарапывания иероглифов, подтягивания конской упряжи и был полезен даже как шпилька для волос. Его же втыкали в голову убитого врага, чтобы после боя можно было определить, от чьей руки он пал, или укрепляли им эту голову на поясе победителя.
Одним из древнейших видов оружия самурая были лук и стрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300-350 м) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику. Стрелы для юми использовались разные, в зависимости от назначения. Для каждого случая (боевая стрельба по противнику, охота, соревнования, передача сигналов или сообщений) воин мог выбрать специальную, предназначенную именно для этого случая стрелу. На тренировочных стрелах крепились наконечники из рога, кости или даже бамбука. Наконечники боевых стрел были металлическими. У хорошего воина в колчане обязательно были стрела со свистящим наконечником, которая оповещала о начале сражения, и стрела с именем владельца, которая выпускалась по особенно важной мишени. По такой фамильной стреле потом легко можно было найти победителя. При необходимости использовались и стрелы с легковоспламеняющимися наконечниками. Колчанов существовало несколько вариантов. Состоятельные воины носили два: один маленький, из ивовых ветвей - на боку, а второй - большой, тоже из ивы или из бамбука - на спине. Часто их еще обшивали снаружи мехом и украшали гербами или орнаментом.
Помимо лука и стрел воины были вооружены еще копьями (короткими и длинными), которые назывались яри. Мастерство владения копьем ценилось так же высоко, как и владение луком или мечом. Древки для яри делали из специально отобранной древесины. Наконечники на копьях могли быть с обеих сторон, а иногда главное острие делалось с двумя и даже тремя лезвиями, крючьями или дополнялось выскакивающими иглами, часто отравленными.
Излюбленным оружием воинов-монахов была нагината - особого рода алебарда, которой они также владели с удивительным мастерством. Пользовались самураи и кистенями - тигирики, железными дубинками - дзиттэ, и некоторыми другими видами оружия.
Особняком в этом ряду стоят ружья, появившиеся впервые в середине ХVI в. В 1543 году судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 году в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.
Сегодня туристы, прибывшие в Японию, с огромным удовольствием рассматривают оружие и доспехи самураев, по возможности приобретая их в качестве сувениров.