Основная информация
Комплекс синтоистских и буддийских храмов расположен рядом с городом Никко. Узкая аллея гигантских японских криптомерий отделяет город от территории храма. Многим из них более 300 лет. Согласно преданию, эти величественные деревья были посажены феодалом Maцудайра Масацуна. Дело в том, что во время строительства храма Тосёгу все феодалы страны должны были вносить свои пожертвования на возведение этого грандиозного памятника. Феодал Мацудайра, гласит предание, был беден, и его пожертвование заключалось в том, что в течение 20 лет он приносил сюда саженцы криптомерий и высаживал их вдоль дороги, ведущей к храму. В настоящее время общая протяженность трех аллей криптомерий достигает 38 км, а самих деревьев насчитывается около 16 тысяч.
Тосёгу вырос вокруг мавзолея Токугавы Иэясу, великого полководца и государственного деятеля, сумевшего на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти. По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия. На самом деле стройка шла всего 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). Ежедневно в работах по возведению комплекса было занято около 9 тысяч человек, а на все потребовалось 4 541 230 человеко-дней. Лучшие художники и ремесленники были собраны со всей страны.
К храмовому комплексу Тосёгу ведет дорога Омотэсандо. По пути стоит храм Ринно-дзи, принадлежащий буддийской секте Тэндай. В прошлом настоятелями этого храма становились лишь мужчины, принадлежавшие к императорской семье. Его основной зал - Самбуцудо (Зал Трех Будд) - считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Внутри него расположились три трехметровых изваяния святых буддийского пантеона, восседающих на лепестках лотоса. В центре - Будда Амида-Нёрай (божество прощения), справа - тысячерукая Каннон - богиня справедливости (на самом деле у статуи 40 рук, но каждая из них наделена способностью утолять 25 печалей), а слева - Бато-Каннон, покровительница животных, о чем напоминает головка лошади, врезанная в лоб статуи.
От храма Ринно-дзи пролегает аллея с могучими кедрами, которая ведет к широкой каменной лестнице: в прежние времена простые смертные здесь останавливались (далее проход для них был запрещен). Лишь знатные паломники могли пройти сквозь большие гранитные ворота храма - тории, у которых возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом дома Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов пагоды символизирует один из основных элементов бытия: ветер, воду, землю, огонь и небо. С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость.
За гранитными воротами храма расположены самые большие ворота храма Тосёгу - Нио-мон, охраняемые фигурами двух Царей-Дэвов. За ними находится первый двор храма с тремя богато украшенными священными тайниками, в которых хранятся культовые принадлежности для праздничных церемоний, проводимых 18 мая и 17 октября. Здесь же размещается стойло священной лошади - единственное не покрытое лаком здание в пределах Тосёгу: в синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой «ездило» божество. Художественное оформление стен этого здания никого не оставляет равнодушным: в средневековой Японии считалось, что обезьяны способны сохранить лошадей от заболеваний, поэтому стены Священной конюшни богато декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян, но весьма назидательных для людей. На одной из панелей изображены три мартышки в характерной позе - «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла».
Крутая лестница ведет к поистине уникальному сооружению в Тосёгу - Воротам грёз (Ёмей-мон), на изучение которого можно потратить немало времени. Они богато украшены множеством фигурок: мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами. Одна из задних колонн ворот намеренно украшена резьбой, выполненной вверх ногами. Таким образом, мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмей-мон считается национальным сокровищем.
Двери основного зала святилища Хондэн обычно закрыты для посетителей, ведь там расположен алтарь Гокудэн, где покоятся обожествленные духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми и Ёритомо Минамото, сыгравших важные роли в становлении японского государства. Комнату может открывать только верховный жрец по случаю религиозной церемонии. Здесь собрано немало шедевров изобразительного искусства, выполненных выдающимися мастерами страны.
Довольно скромная гробница самого Иэясу Токугава находится выше храма Тосёгу в тихом, уединенном месте, куда можно добраться по крутой дороге справа от храма. Восхождение туда несколько затруднительно, но открывающаяся панорама с видом на весь храмовый комплекс вознаградит ваши усилия.