Основная информация
Арита - небольшой городок в префектуре Сага на острове Кюсю. С ним связано начало истории производства фарфора в Японии.
До начала производства в Арите в начале 17-го века весь фарфор, используемый в Японии, импортировался из Китая и Кореи. Примерно в это же время Китай переживал гражданские раздоры и приход к власти династии Цин (Манчу). Производство и продажа фарфора в Китае практически прекратились, и Арита заполнила эту брешь, поставляя фарфор голландской Ост-Индийской компании, начиная примерно с 1650 г. Фарфор из Ариты стал известным под названием «изделия Имари», так как маршруты поставок его за границу и в другие районы Японии проходили через одноименный близлежащий порт.
Феодальный князь Набэсима не хотел посвящать других в тайны мастеров города Арита, особенно в секреты производства глазурованного фарфора с росписью. В 1672 году он переселил всех акаэ-я (художников по глазури) в одно место, которое стало известно как Акаэ-мати. Набэсима ограничил численность акаэ-я до 12-ти человек и добился, чтобы все этапы технологического процесса, начиная с приготовления краски и заканчивая подготовкой глазури к последующей росписи, передавались от поколения к поколению и хранились в тайне. Лучшие образцы получили известность как изделия Набэсима, а наиболее выдающиеся из них преподносились императору, сёгуну, аристократам и другим феодальным князьям.
В 1675 г. князь Набэсимы приказал строить обжиговые печи в близлежащей деревне Окаватияма (теперь это часть соседнего города Имари) и заставил нескольких лучших мастеров по керамике Ариты переехать туда для работы на него. Это поселение, зажатое в узкую долину, окружённую с трёх сторон отвесными горами, существует и по сей день.
Сегодня город Арита раскинулся вдоль долины между большими рисовыми полями и невысокими горами. Главная улица тянется с востока на запад, параллельно национальной автостраде №35. Магазины выстроились по обеим сторонам улицы длиной около 6 км, во многих из них продаются изделия из белого и голубого фарфора, а также изделия с полихромной росписью (в основном красных, жёлтых и зелёных оттенков). Здания с белыми стенами, деревянные дома, слегка обветшалые здания, построенные в западном стиле и встречающиеся здесь повсюду, напоминают о былых днях, когда огромное количество народа стекалось сюда за покупками. Самым важным районом продажи изделий Арита является Акаэ-мати, квартал, расположенный примерно посередине главной улицы.
В Арите создается впечатление, что всё, даже синтоистские и буддийские храмы, имеет какое-то отношение к керамике. Ворота тории в синтоистском храме Тодзан сделаны из фарфора, то же относится и к статуям животных кома-ину, стоящих на страже при входе в храм, садовым фонарям и продающимся здесь талисманам удачи. На главной улице вы увидите магазины, в которых продаются наборы художественных красок ваэногу для росписи керамики, аккуратно разложенные для всеобщего обозрения. Посетите ателье и проверьте свои способности в росписи керамики, а затем окунитесь в историю Ариты в галерее искусств. Пройдите ещё немного, и вы увидите шахту по добыче фарфоровой глины в местечке Идзумияма. Она работает уже около 400 лет.
Имари сегодня - это дружелюбное, тихое место, настолько тихое, что голоса людей и птичье пение слышны далеко-далеко. Однако легко представить себе звуки прошлых лет, когда оптовые торговцы и иностранные купцы приезжали сюда покупать фарфор, который затем грузили на судна. Эти сцены оживают в фигурках фарфоровых статуй на перилах мостов и смотрят на вас с гипсовых фасадов складских помещений вдоль берегов реки Имари.
Изделия Ариты пересекли моря и быстро распространились по всей Европе, вызывая восхищение и оказывая влияние на производство фарфора в Мейсене (Германия), Дельфте (Нидерланды) и других центрах. Сегодня изделия Ариты экспонируются во дворце Цвингеров в Германии и Версальском дворце во Франции.